Пятница, 26.04.2024, 16:28
Светлана Арыстамбаева


Каталог статей
Главная » Статьи » Мои научные статьи

Знание – залог успешного труда

Арыстамбаева С.А.

Бауман Е.В.

 

Знание – залог успешного труда

 

В своих ранних статьях по теории современной педагогики авторы красной нитью проводят мысль о том, что современный мир полон сложными и интересными вещами, явлениями, событиями, но самым сложным и в то же время самым занимательным является познание нового. Познание – это нескончаемый увлекательный процесс, он продолжается всю жизнь, и потому сегодня педагоги ставят совершенно закономерный вопрос о развитии науки об образовании для взрослых – андрагогики.

Да, действительно, современный мир предъявляет субъекту социальных процессов невероятно суровые требования. Эти требования затрагивают и информационные, и технологические, и методологические, и социальные, и экономические статусы и умения личности. Современный человек, по сути, является универсальным звеном в сложной цепи технико-личностных взаимоотношений, где наиболее важным фактором любой деятельности является знание, а успех определяется конечным результатом систематизированного и правильно вписанного в структуру производственных отношений труда.

Новое знание нужно человеку для того, чтобы сегодня обрести такую информацию, которая завтра может стать основой прибыльного бизнеса, успешной карьеры, величайшего открытия или изобретения. Новое знание можно получать различными путями – читая книги, переворачивая глыбы сайтов Интернета, однако образованным, то есть знающим, человек становится только получив соответствующее образование.

На этом фоне становится понятным, что еще более суровы те требования, которые предъявляются педагогу высшей школы. Ведь именно в вузе закладывается научно-теоретический фундамент будущей практической узкоспециализированной профессиональной деятельности.

Об этом говорит в своей лекции «Казахстан на пути к обществу знаний» Президент республики Н.А. Назарбаев. Приведем такие слова: «Один из слоганов Гарвардского университета гласит, что ''обучение в течение всей жизни уже не альтернатива, а насущная необходимость''.

В связи с этим, качественное образование, которое Вы получаете, является лишь стартовым интеллектуальным капиталом.

Вам нужно непрерывно работать над собой, повышать свое образование, профессиональные компетенции.

По словам немецкого философа Зиммеля, ''образованный человек - это тот, который знает, где найти то, чего он не знает''» [2].

Таким образом, знание является основой, фундаментом, залогом высокоэффективного и производительного труда.

В то же время само знание накапливается и используется в процессе непрерывного труда.  Лидер нации подчеркивает: «По словам одного из самых известных физиков-теоретиков нашего времени Стивена Хокинга, человечество вступает в эру самоопределения собственной эволюции, которая требует непрерывной модернизации.

Ваши знания - это результат вашего труда» [2].

Причем труд этот весьма сложен по своей структуре. Прежде всего, это труд взаимный. Канули в лету времена, когда преподаватель высшей школы выступал ментором, монотонно вкладывающим в головы студентов собственные знания. Современная высшая школа – это высокоорганизованный организм, процессы в котором обновляются с периодичностью 2-3 года. Современный педагог – это технически, технологически и методологически оснащенный организатор учебного процесса, главной функцией которого является не трансляция информации, а привитие навыка самостоятельного поиска , обработки, хранения и использования знания.

Во-вторых, труд по получению нового знания невозможен без участия самого субъекта познания. Большой задел по исследованию объект-субъектных отношений в сфере социальной деятельности, и в том числе высшей педагогики, сделан карагандинским ученым В.С. Батуриным [1]. Он концентрирует внимание на важности представления студента не как чистой доски, которую надо заполнить информацией [4], а как полноправного субъекта образовательного процесса.

Соответствие этой идеи духу и потребностям времени более емко раскрывается в словах Президента Казахстана: «Чем больше вы трудитесь, стремитесь к самообразованию, тем больше вы познаете.

Знания мы рассматриваем как экономический ресурс государства, фактор производства» [2].

Таким образом, ставится вопрос об ответственности всех и каждого участника образовательного процесса за объем и качество получаемых знаний, умений, навыков. Получение качественного и востребованного образования уже не право, а обязанность каждого казахстанца. «Сегодня важно культивировать в обществе, начиная с самых ранних этапов воспитательного процесса в общеобразовательных школах, положение о том, что государство – не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан» - прямо указывает Глава государства в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»  [3].

Более того, Лидер нации всерьез обеспокоен социальным иждивенчеством и инфантилизмом. По его глубокому убеждению, нация, «зараженная» такими «болезнями», неспособна добиться успеха в современном динамичном мире и обречена по вымирание.

Поэтому Н.А. Назарбаев ставит задачу коренной трансформации системы образования, в том числе и вузовской, с переориентацией педагогического процесса на формирование социально адаптированной личности, стремящейся к персональному и общественному успеху. Уже на школьном уровне Президент страны предлагает ввести новый курс «Акмеология» - методики достижения личного успеха, социализации личности [3]. Думается, что и вузовская педагогика должна поддерживать и развивать дальше уникальные личностные качества, способные привести человека к успеху – успеху индивида, общества, нации.

Таковы приоритеты, стоящие сегодня перед нами – педагогами высшей казахстанской школы. И наша задача – со всей ответственностью подойти к их воплощению в жизнь, так как судьба завтрашнего Казахстана сегодня в наших руках.

 

Список использованных источников

 

  1. Батурин В.С. Социальная деятельность: природа, сущность, стратегия организации: Автореф. дис. …д-ра. филос. наук. — Алматы, 2004. — 52 с.; Батурин В.С. Человек как объект и субъект социальной деятельности // Философия в начале Ш тысячелетия: Мат-лы международ. науч.-теор. конф. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2000. — 279 с. — С. 49-56. и др.

2.Выступление Президента Казахстана Н.А. Назарбаева перед студентами Назарбаев Университета «Казахстан на пути к обществу знаний» (Астана, 5 сентября 2012 года).

  1. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда / Казахстанская правда. – №308-309 (27127-27128). – 10 июля 2012 года.
  2. Теория «чистой доски» («tabula rasa») сформировалась в античности и долгое время оставалась ведущей концепцией педагогики.

 

Категория: Мои научные статьи | Добавил: АСА (29.05.2014)
Просмотров: 365 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
-->

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCozЯндекс.Метрика