Понедельник, 23.09.2019, 01:27
Светлана Арыстамбаева


Каталог статей
Главная » Статьи » Мои научные статьи

Взаимосвязь труда и знания – ключевые ориентиры современной высшей школы

Арыстамбаева С.А., старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской и редакционно-издательской работы Академии финансовой полиции, кандидат философских наук, подполковник финансовой полиции

 

Взаимосвязь труда и знанияключевые ориентиры

современной высшей школы

 

Современный мир предъявляет субъекту социальных процессов невероятно суровые требования. Эти требования затрагивают и информационные, и технологические, и методологические, и социальные, и экономические статусы и умения личности. Современный человек, по сути, является универсальным звеном в сложной цепи технико-личностных взаимоотношений, где наиболее важным фактором любой деятельности является знание, а успех определяется конечным результатом систематизированного и правильно вписанного в структуру производственных отношений труда.

Бытие наполнено сложными и интересными вещами, явлениями, событиями, но самым сложным и в то же время самым занимательным является познание нового. Познание – это нескончаемый увлекательный процесс, он продолжается всю жизнь, и потому сегодня педагоги ставят совершенно закономерный вопрос о развитии науки об образовании для взрослых – андрагогики.

Новое знание нужно человеку для того, чтобы сегодня обрести такую информацию, которая завтра может стать основой прибыльного бизнеса, успешной карьеры, величайшего открытия или изобретения. Новое знание можно получать различными путями – читая книги, переворачивая глыбы сайтов Интернета, однако образованным, то есть знающим, человек становится только получив соответствующее образование.

На этом фоне становится понятным, что еще более суровы те требования, которые предъявляются педагогу высшей школы. Ведь именно в вузе закладывается научно-теоретический фундамент будущей практической узкоспециализированной профессиональной деятельности.

Об этом говорит в своей лекции «Казахстан на пути к обществу знаний» Президент республики Н.А. Назарбаев. Приведем такие слова: «Один из слоганов Гарвардского университета гласит, что ''обучение в течение всей жизни уже не альтернатива, а насущная необходимость''.

В связи с этим, качественное образование, которое Вы получаете, является лишь стартовым интеллектуальным капиталом.

Вам нужно непрерывно работать над собой, повышать свое образование, профессиональные компетенции.

По словам немецкого философа Зиммеля, ''образованный человек - это тот, который знает, где найти то, чего он не знает''».

Таким образом, знание является основой, фундаментом, залогом высокоэффективного и производительного труда.

В то же время само знание накапливается и используется в процессе непрерывного труда.  Лидер нации подчеркивает: «По словам одного из самых известных физиков-теоретиков нашего времени Стивена Хокинга, человечество вступает в эру самоопределения собственной эволюции, которая требует непрерывной модернизации.

Ваши знания - это результат вашего труда».

Причем труд этот весьма сложен по своей структуре. Прежде всего, это труд взаимный. Канули в лету времена, когда преподаватель высшей школы выступал ментором, монотонно вкладывающим в головы студентов собственные знания. Современная высшая школа – это высокоорганизованный организм, процессы в котором обновляются с периодичностью 2-3 года. Современный педагог – это технически, технологически и методологически оснащенный организатор учебного процесса, главной функцией которого является не трансляция информации, а привитие навыка самостоятельного поиска, обработки, хранения и использования знания.

Во-вторых, труд по получению нового знания невозможен без участия самого субъекта познания. Важно понимать, что студент - это  не чистая доска, которую надо заполнить информацией, а как полноправный субъект образовательного процесса.

Соответствие этой идеи духу и потребностям времени более емко раскрывается в словах Президента Казахстана: «Чем больше вы трудитесь, стремитесь к самообразованию, тем больше вы познаете.

Знания мы рассматриваем как экономический ресурс государства, фактор производства».

Таким образом, ставится вопрос об ответственности всех и каждого участника образовательного процесса за объем и качество получаемых знаний, умений, навыков. Получение качественного и востребованного образования уже не право, а обязанность каждого казахстанца. «Сегодня важно культивировать в обществе, начиная с самых ранних этапов воспитательного процесса в общеобразовательных школах, положение о том, что государство – не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан» - прямо указывает Глава государства в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».

Более того, Лидер нации всерьез обеспокоен социальным иждивенчеством и инфантилизмом. По его глубокому убеждению, нация, «зараженная» такими «болезнями», неспособна добиться успеха в современном динамичном мире и обречена по вымирание.

Поэтому Н.А. Назарбаев ставит задачу коренной трансформации системы образования, в том числе и вузовской, с переориентацией педагогического процесса на формирование социально адаптированной личности, стремящейся к персональному и общественному успеху. Уже на школьном уровне Президент страны предлагает ввести новый курс «Акмеология» - методики достижения личного успеха, социализации личности. Думается, что и вузовская педагогика должна поддерживать и развивать дальше уникальные личностные качества, способные привести человека к успеху – успеху индивида, общества, нации.

Эти идеи находят свое дальнейшее развитие в Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства». Глава государства отмечает, что в сегодняшнем Казахстане все имеют равные возможности для получения качественного образования. Однако останавливаться на достигнутом – означает безнадежно отстать от передовых стран мира в сферах науки и образования, поэтому перед сегодняшней высшей школой ставится задача кардинального совершенствования методик преподавания с учетом современных научно-технических достижений,

При этом следует исходить из посыла о первостепенности формирования человеческого, интеллектуального потенциала казахстанского общества как основы долгосрочных стратегических решений в сфере образования.

Таковы приоритеты, стоящие сегодня перед нами – педагогами высшей казахстанской школы. И наша задача – со всей ответственностью подойти к их воплощению в жизнь, так как судьба завтрашнего Казахстана сегодня в наших руках.

 

Категория: Мои научные статьи | Добавил: АСА (29.05.2014)
Просмотров: 117 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Чем страшна коррупция в образовании?
Всего ответов: 3
-->

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2019 | Сайт создан в системе uCozЯндекс.Метрика