Суббота, 27.04.2024, 08:08
Светлана Арыстамбаева


Каталог статей
Главная » Статьи » Мои научные статьи

Совершенствование национального законодательства: тенденции и перспективы казахстанского нормотворчества

Арыстамбаева С.А.

Бауман Е.В.

Совершенствование национального законодательства: тенденции и перспективы казахстанского нормотворчества

Системное совершенствование законодательства – объективная необходимость развития современного цивилизованного государства.
Национальное законодательство должно адекватно отражать потребности развития конкретного общества, содейст­вовать его прогрессу, и в то же время соответствовать базовым тенденциям международных требований к правовым основам государственности. Сегодня неуклонная трансформация экономической, политической и социальной сфер жизни страны являются фундаментом сущностных изменений в правовой системе. Все это свидетельствует о необходимости качественного анализа законодательных реформ, характеризующих современную казахстанскую правовую реальность.

В самом факте постоянного изменения действующего права нельзя усматривать негативные стороны. Совершенствование – это процесс, который сопровождает всякую человеческую деятельность в силу ее развивающегося характера. Однако следует понимать, что ценность изменения и дополнения в действующий нормативный акт заключается не в нем самом, а в тех позитивных социополитических процессах, катализатором которых он выступает.

И здесь следует в первую очередь обратить внимание на необходимость  соответствия между трансформациями в праве и общим курсом социополитического развития страны. История независимого Казахстана за столь небольшой временной отрезок наполнена свидетельствами достаточно мощной правотворческой деятельности. Укажем, к примеру, на конституционное строительство суверенного Казахстана. Дважды  - в 1993 и в 1995 годах – казахстанцы стали свидетелями принятия новой Конституции. Впоследствии в Основной закон в октябре 1998 года, мае 2007 года, феврале 2011 года вносились изменения. Означает ли это, что в августе 1995 годабыла написана несовершенная Конституция? – Нет! Это означает, что республика развивается, качественно растет, и требуются нормы, которые будут регламентировать новые, зарождающиеся экономические, социальные, политические отношения.

Еще один пример касается уголовного законодательства. Так, если в первые годы независимости наиболее остро стоял вопрос о необходимости обеспечения соблюдения законности и правопорядка, так как после распада Советского Союза и краха социалистической системы экономико-политического устройства преступность во всех постсоветских республиках возросла в разы и, таким образом, политико-правовая система получила ориентацию на ужесточение системы санкций за уголовные деяния и стройги контроль за системой исполнения наказаний. Напротив, говоря о законотворческих аспектах конца первого-начала второго десятилетия ХХІ века, отмечаем четко сформировавшуюся тенденцию и в целом гуманизации системы уголовного наказания.

Таким образом, совершенствование законодательства – это веление времени и потребность, порожденная естественным развитием государства.

Совершенствование законодательства, как правило, идет двумя путями. Во-первых, это принятие принципиально новых нормативных правовых актов. Эта практика больше характерна для молодых формирующихся государств, которые в ходе самоопределения стратегических путей своего развития поступенно формируют правовую базу.

Во-вторых, это внесение изменений и дополнений в уже действующие нормативные правовые акты. Здесь речь идет, как правило, об устоявшемся национальном законодательстве, которое находится на стадии приведения в соответствие потребностям экономико-политического развития.

Для Казахстана как достаточно молодого государства характерны оба пути совершенствования законодательства. Так, выступая 3 сентября текущего года на открытии второй сессии Парламента Республики Казахстан пятого созыва, Президент нашей страны Н.А. Назарбаев отметил: «В своей статье «20 шагов навстречу Обществу Всеобщего Труда» я назвал, по крайней мере, 10 действующих законодательных актов, в которые необходимо внести дополнения и изменения. Также  предстоит принять новые законы о социальных рабочих местах, системе профессиональных квалификаций и другие. Парламентарии должны смотреть на жизнь глазами простого человека. Простые казахстанцы ежедневно  сталкиваются с реальной жизнью, видят её в подъезде дома, на улице, в больнице, в школе, в магазине, в автобусе. Людей волнует, как их обслуживают, тепло ли в квартирах, не протекает ли крыша? Может ли каждый безопасно чувствовать себя в общественных местах? Вот главные вопросы, которые волнуют простых казахстанцев. Закон должен в комплексе решать вопросы, полноценно регулировать общественные отношения. Казахстанские законы должны делать жизнь граждан комфортнее, быть понятными для каждого законопослушного гражданина».

Таким образом Глава государства обозначил приоритетные задачи законотворцев – решать социально-политические проблемы правовым путем.

Следует отметить, что для Лидера нации проблема качественного нормотворчества всегда являлась первостепенной задачей. В Стратегии «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Президент республики сказал: «После распада Советского Союза вопросы государственного строительства и управления пришлось во многом решать заново. Прежде всего это коснулось обеспечения законодательно-правовой базы функционирования нового независимого государства, последовательного поддержания социально-политической стабильности. К настоящему времени остро встал вопрос о том, что государственное управление сложными системными преобразованиями общества и экономики само должно стать системным». Так Н. Назарбаев поставил вопрос о неразрывной связи между материальными процессами экономики и производства и духовно-нравственными ценностями правва, образования и науки.

И это не случайно, поскольку именно деятели образования и науки являются зачинателями практически обоснованных и теоретически выверенных правовых реформ. Именно в ходе научного анализа проблем правоприменительной деятельности рождаются полноценные предложения по повышению эффективности действующего законодательства, которые, что подтвердит каждый здесь присутствующий ученый, являются обязательной составной частью каждого полноценного научного труда, будь то диссертация или монография. Более того, возьмем на себя смелость сказать, что правовая наука, не ставящая своей целью совершенствование правового фундамента планомерного устойчивого развития государства, не имеет права на существование!

Однако здесь существуют и подводные камни, порой поджидающие увлеченного ученого. Во-первых, подготовка новых юридических норм или внесение изменений и дополнений в действующие нормы всегда должны иметь под собой реальную основу. В качестве такой основы, прежде всего, обязательно  должны выступать Конституция страны, Закон РК «О нормативных правовых актах», а также концептуальные документы, соблюдение которых является непременным условием плодотворной работы над совершенствованием действующего законодательства. Так, по поручению Президента разработаны такие стратегические документы, как Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, Национальный план действий в области прав человека. Все эти правовые акты должны быть четкими ориентирами ученого или практика, занимающегося нормотворчеством.

Еще одна опасность, подстерегающая нормотворца – это превалирование научно-теоретических аспектов совершенствования законодательства над потребностями и возможностями практики. Правоприменительная деятельность всегда должна выступать базой для проведения научных исследований в сфере нормотворчества. В то же время, анализ предложений в действующее законодательство, сформулированных в диссертациях на соискание ученой степени кандидата юридических наук, доктора  PhD или академической степени магистра юриспруденции (права), показывает, что не всегда они продиктованы нуждами правоприменительной практики, а порой лишь отражают предустановленные тезисы диссертации, подгоняются под заранее подготовленные исследовательские парадигмы.

Далее, при разработке любого нормативного правового акта следует исходить из контекста согласования с конституционной нормой о признании высшими ценностями человека, его жизнь, права и свободы. Только такой подход к нормотворческой деятельности будет способствовать повышению качества жизни населения страны.

Таким образом, законотворческая работа имеет определенные закономерности, несоблюдение которых сводит данную работу к нулю.

Говоря об отечественном нормотворчестве, следует указать на некоторые сложившиеся тенденции.

Десятые годы нынешнего столетия отмечены в законотворческой политике Республике Казахстан как годы гуманизации законов, направленной на либерализацию уголовного законодательства, снижение репрессивности уголовного судопроизводства, декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений, введение по отдельным составам преступлений административной преюдиции и решение других вопросов. Эта задача была четко очерчена Главой государства в Послании народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана».

В немалой степени это касается и правотворческой деятельности органов финансовой полиции Республики Казахстан. С учетом правоохранительной специфики деятельности органов финансовой полиции правотворчество затрагивает только те отрасли права, которые входят в сферу правоприменительной практики АБЭКП РК. Оно обладает в этом плане необходимым потенциалом, концентрируя корпус наиболее подготовленных и опытных юристов, постоянно применяющих закон на практике и анализирующих практику применения законодательства, в некоторых случаях выявляя в процессе деятельности ее противоречия и недостатки.

Результаты деятельности органов финансовой полиции  рассматриваются на заседаниях коллегии АБЭКП РК. Анализ показывает, что подготовка к коллегиям включает в себя также и мониторинг правоприменительной практики, действующего законодательства. Вследствие этого, решения коллегии АБЭКП РК затрагивают также изменения и дополнения для совершенствования действующего законодательства. При этом необходимо иметь ввиду, что предложения по изменению законодательства должны находиться не только в рамках очерченных Концепцией (например, основные направления совершенствования уголовно-процессуального права заключаются в упрощении и повышении эффективности уголовного процесса, в том числе упрощении порядка досудебного производства; законодательной регламентации доследственной проверки, с определением ее пределов и др.), но и освобождению законодательства от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании и т.п.

Таким образом, теория и практика отечественного законотворчества имеет определенные закономерности и тенденции, что немаловажно учитывать особенно молодым ученым и практикам, работающим над внесением изменений и дополнений в действующее законодательство.

 

Список использованных источников

  1. Н.А. Назарбаев. Выступление на открытии второй сессии Пардамента Республики Казахстан пятого созыва. 3 сентября 2012 года.
  2. Н.А. Назарбаев. Стратегии «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев»
Категория: Мои научные статьи | Добавил: АСА (29.05.2014)
Просмотров: 465 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Чем страшна коррупция в образовании?
Всего ответов: 3
-->

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCozЯндекс.Метрика