Суббота, 20.04.2024, 15:55
Светлана Арыстамбаева


Каталог статей
Главная » Статьи » Мои научные статьи

О ПРАВИЛАХ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

О ПРАВИЛАХ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Современный мир наполнен сложными и занимательными вещами, явлениями, событиями, но самым сложным и в то же время самым интересным является познание нового. Это бесконечный процесс, он продолжается всю жизнь, не зря современная образовательная наука как неотъемлемую часть развивает андрагогику – науку об образовании для взрослых.

В ходе получения нового знания важно уловить то ценное, которое завтра может стать основой прибыльного бизнеса, успешной карьеры, величайшего открытия или изобретения. Из тысяч людей единицы обладают интуицией – необъяснимой способностью моментально постигать истину. Остальные пользуются логикой для тщательного анализа лавины информации, ежесекундно поступающей в наш мозг.

Однако логика, к сожалению, не является врожденным качеством человеческого мозга, поэтому ей приходится учиться. Причем акцент, как правило, делается на тех аспектах логики, которые способствуют лучшему и эффективнейшему процессу получения, обработки и использования новой информации. На стыке науки логики и науки педагогики всегда существуют теории и концепции правильного, эффективного обучения. Нами в соавторстве в доктором юридических наук, профессором Молдабаевым С.С. внесен небольшой вклад в это направление в виде изданного в 2011 году курса лекций-презентаций «Правила эффективного обучения».

Наша книга, снабженная компакт-диском с электронным вариантом издания, представляет собой комплект из 15 презентаций в формате Power Point, в которых излагается наша точка зрения на овладение методиками повышения эффективности обучения. Иначе говоря, мы разработали пошаговый алгоритм развития способности обработать и усвоить поток информации, которую мы получаем, в обучающемся, независимо от уровня обучения, будь то школьник, бакалавр, магистрант, докторант, или просто самостоятельно обучающийся чему-либо человек. Этот алгоритм подходит для всех видов учебных предметов и всех категорий учеников и, конечно, преподавателей. Разумеется, сами обучающиеся по мере взросления должны брать на себя все больше ответственности за свою учебу. Но педагоги тоже должны «взрослеть» и повышать свое профессиональное умение, которое безусловно поможет обучающимся быстрее и лучше осваивать новые знания.

Книга подготовлена на основании собственного опыта, опыта наших коллег, зарубежных наработок и может быть использована в любом вузе, колледже, лицее, школе. Ключевой момент – это желание научиться. Алгоритм обучения представлен в книге в виде рекомендаций, построенных по принципу «от простого к сложному», направленных на формирование целостного, логически стройного творческого мышления, способного воспринимать, усваивать и применять получаемую в ходе обучения информацию. Такой подход, с нашей точки зрения, является педагогически оправданным в силу необходимости организации эффективной адаптации обучающегося к тем принципиально новым требованиям, которые предъявляет современная высшая школа и в целом система образования.

Структура курса включает в себя следующие темы: «Главные моменты научения», «Мотивация к учебе», «Повышение мотивации к учебе», «Правила результативной учебы», «Эффективность обмена информацией», «Как правильно использовать мозги», «Модели мышления», «Примеры и эффективность учебы», «Самоконтроль понимания учебного материала», «Эффективность учебной практики», «Контроль соответствия знаний и умений», «Уровни мышления», «Эффективное использование времени», «Правила эффективного запоминания», «Обучение с переносом знаний». По каждой теме даются ключевые части: первая часть излагает мнение авторов по теме, приводятся правила, схемы, примеры. Вторая часть содержит задания для выработки у обучающегося навыков, закрепляющих правило эффективного обучения, заложенное в первой части темы. Третья часть содержит задание на самостоятельную работу по проверке на усвоенность материала темы.

Целесообразность разработки и издания такого специального адаптивного курса была в свое время обусловлена переходом научно-образовательных структур Республики Казахстан к новому педагогическому стилю работы, а именно развитию самопознания и творчества. Цель педагога в рамках такого стиля – это не наделение обучаемого всей полнотой знаний и умения, которые составляют основу профессиональной деятельности.

По сути дела, можно сказать, что целью теперь выступает формирование методически целостного комплекса навыков и приемов аналитико-синтетического характера. Иначе говоря, если раньше мы учили «что делать», то теперь ставится вопрос: «как определить и выбрать оптимально эффективный способ решения ситуации». Поэтому нами собраны наиболее эффективные правила обучения, которые подходят для всех предметов, для всех методик, всех учебных стилей, преподавателей всех уровней независимо от индивидуальных особенностей педагога. Они рассчитаны на использование в групповых занятиях и индивидуальной подготовке; их цель - повышение эффективности обучения и преподавания. Структурирование курса предполагает определенную последовательность в овладении приемами эффективного обучения, однако начать освоение можно в любом порядке. В идеале каждый, кто ознакомится с книгой, выработает собственную уникальную методику обучения или самообучения.

Передавая эту книгу в дар библиотеке Академии МВД Республики Казахстан, искренне надеюсь, что она станет подмогой педагогам и слушателям, желающим освоить методы и приемы эффективной учебы. Если, прочитав нашу книгу, Вы сумеете повысить эффективность своего обучения, а значит, и повысить качество жизни, то можно считать, что мы выполнили свою задачу.

 

Сведения об авторе:

  1. Арыстамбаева Светлана Андреевна
  2. Кандидат философских наук
  3. andreewna@mail.ru
Категория: Мои научные статьи | Добавил: АСА (29.05.2014)
Просмотров: 359 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Чем страшна коррупция в образовании?
Всего ответов: 3
-->

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCozЯндекс.Метрика