Пятница, 26.04.2019, 11:18
Светлана Арыстамбаева


Каталог статей
Главная » Статьи » Мои научные статьи

К вопросу о причинах и условиях, способствующих нарушению порядка предпринимательской деятельности
             
             
             
             
             
             
 
   
 
 
 

С.А. Арыстамбаева: К вопросу о причинах и условиях, способствующих нарушению порядка предпринимательской деятельности

 
 

Конференция "Взаимоотношения государственной бюрократии и бизнеса: задачи минимизации коррупциогенных рисков"

Ключевые слова: причины и условия, способствующие совершению преступлений; предупреждение преступности в сфере предпринимательской деятельности; криминогенная детерминация; меры предупреждения преступлений.

Введение. Известно, что на приоритетность предупреждения преступности перед карательной политикой государства обращалось внимание еще Платоном, Аристотелем, Монтескье, Беккариа, а также многими другими мыслителями. Чезаре Беккариа в своей книге "О преступлениях и наказаниях" писал, что "…лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства… " [1]. Его слова "Хотите предупредить преступления? Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся нация была сосредоточена на их защите" [1] служат критерием оценки соответствия действующего законодательства проблемам профилактики преступности. Юристы классической школы не оставляли преступника наедине со своим преступлением, а пытались определить меру ответственности общества за причиненный ему урон. Эти ученые трактовали преступление как рациональный, обдуманный шаг по намеренному причинению вреда другому человеку, группе лиц либо целому обществу [2]. Поэтому значение классической школы права в присвоении преступлениям детерминистического статуса фундаментальна, однако не следует забывать, что данная школа не придавала значения психологическому состоянию субъекта преступления в период подготовки и совершения преступления.

Анализ современного состояния преступности в сфере предпринимательства, выявление ее причинного комплекса, изучение личности преступника не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступности. В криминологии предупреждение преступности традиционно рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности [3, с.32].

Основная часть. Cбалансированное развитие экономики, укрепление государственных институтов власти, поворот к решению назревших социальных проблем, постоянное внимание к воспитанию подрастающего поколения, формирование государственной идеологии являются путями предупреждения преступности в сфере предпринимательства. Объектом профилактического воздействия в данном случае выступает совокупность взаимосвязанных политических, экономических и социально-психологических процессов, препятствующих добросовестному предпринимательству. Основной (конечной) целью предупреждения преступлений в сфере предпринимательства должно стать достижение и сохранение тенденции снижения количества этих преступлений. Основной задачей предупреждения преступности в сфере предпринимательской деятельности является выделение приоритетных направлений предупреждения, исходя из ее структуры и тенденций, криминогенной детерминации, особенностей соответствующей личности преступника, а также опасности последствий.

Приоритетными направлениями здесь следует считать:

- выявление и изучение всего детерминационного комплекса преступности в сфере предпринимательской деятельности;

- устранение детерминантов, способствующих совершению преступлений в сфере предпринимательской деятельности, а также предотвращение и пресечение названных преступлений;

- выявление лиц, совершивших преступления в сфере предпринимательской деятельности либо склонных к совершению таких преступлений;

- возмещение ущерба, причиняемого преступностью в сфере предпринимательской деятельности.

В криминологической литературе указывается на различные классификации мер предупреждения преступности [4, с.445]. В целях эффективной организации предупредительной деятельности наиболее продуктивной является классификация: по объему, по содержанию, по масштабу, по объектам воздействия, в зависимости от этапов развития преступления, по механизму действия, интенсивности (соотношению элементов убеждения и принуждения), по субъектам применения.

Кроме того, меры предупреждения преступлений в сфере предпринимательской деятельности классифицируются:

- по содержанию решаемых вопросов (социально-экономические, политические, организационно-управленческие, идеологические, правовые и т. п.);

- по направленности профилактического воздействия (устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, пресечение отдельных преступлений и т. п.);

- по характеру воздействия на факторы, порождающие преступления в сфере предпринимательской деятельности (нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих совершению преступлений, ликвидирующие такие обстоятельства);

- по субъектам (государственные и правоохранительные органы, общественные организации, отдельные граждане и др.).

Следует обратиться к мнению Г.М. Миньковского, указывавшего на исходные требования к специально-криминологическим мерам:

- соответствие политике борьбы с преступностью;

- последовательная реализация требований закона о задачах, средствах и гарантиях профилактической деятельности, о компетенции отдельных органов, о соблюдении в ходе профилактической деятельности прав и интересов граждан, организаций;

- обоснованность, определяемая: а) полнотой и правильностью установления и оценки причин и условий, способствующих совершению преступлений; б) соответствием мер по содержанию, интенсивности и длительности применения поставленной задаче; в) наличием реальной потребности в их применении;

- конкретность, максимальная "привязка" к различным видам преступлений и типам преступного поведения и к различным отраслям хозяйствования и т. д. с учетом наличия специфических криминогенных факторов;

- опора на антикриминогенные факторы всегда и на любом уровне нашей социальной жизни, неизмеримо превосходящие по силе действия криминогенные факторы, активизация и концентрация первых применительно к конкретным ситуациям;

- реальность (исполнимость), социально-экономическая целесообразность, включающая, в частности, ресурсный аспект и учет того, как скажется проведение предлагаемого мероприятия на других отраслях хозяйства, в других организациях;

- системность и комплексность (включая определение области и условий оптимального применения), взаимоподкрепление;

- ориентированность на устранение по возможности основных недостатков в деятельности организаций, имеющих криминогенное значение, всего комплекса источников отрицательных влияний в данной среде;

- использование при разработке предупредительных мер комплекса криминологических, экономических, психолого-педагогических, теоретико-управленче¬ских и других специальных знаний, последних достижений науки и техники, по¬ложительного опыта предупредительной деятельности при участии специалистов различных отраслей [5, с.181-182].

Наряду с этими требованиями при подготовке мероприятий по предупреждению преступности в сфере предпринимательства важно учитывать ее основные криминологические показатели, а именно количество совершаемых преступлений в данной сфере, причем не только то, которое имеются в статистических отчетах, но и ее латентную часть.

В числе мер общесоциального предупреждения преступности в сфере предпринимательства необходимо выделить:

- стабилизацию политической ситуации, укрепление и повышение авторитета политической власти, выработку стратегии и тактики экономической и уголовной политики, а также политики идеологического воздействия;

- стабилизацию экономической ситуации, равенство и добропорядочность всех субъектов экономических отношений, обеспечение их экономической свободы, которая способствует осуществлению экономической деятельности на законных основаниях, добросовестной конкуренции; действенность правоохранительных органов; устойчивость национальной валюты, укрепление кредитно-денежной системы государства как важнейшего института экономики;

- создание правовой базы, отвечающей требованиям сегодняшних реалий: принятие комплекса законов, внесение изменений в ряд действующих законодательных актов и нормативных документов, регулирующих не только уголовно-правовые отношения, но и отношения в области экономики, политики, налоговой сферы, здравоохранения, культуры, социальной сферы, а также административной и гражданско-правовой;

- беспрепятственный финансовый контроль за деятельностью субъектов экономических отношений, проверку всех финансовых операций;

- розыск неучтенных финансовых ценностей, сосредоточенных не только на территории Казахстана, но и за рубежом;

- меры организационно-управленческого, криминологического и иного характера, подкрепленные адекватными правовыми средствами.

В рамках этих направлений необходима государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере производства товаров и услуг, которая обеспечила бы решение проблем финансирования, получения необходимого оборудования, средств производства, помещений и т. д.

Требуется также обеспечить экономическую поддержку предприниматель-ству, а именно стимулировать его развитие валютно-финансовой, налоговой, ценовой, инвестиционной, кредитной политикой (обеспечение доступа предпринимателей к инвестициям, предоставление им льготного кредита при создании предприятий, комплекс налоговых льгот). Важно обеспечить административную поддержку предпринимательства, которая должна выражаться в упрощении и обеспечении процедуры создания предпринимательских структур, их функционирования. Предпринимателям нужна от государства информационная поддержка, касающаяся состояния экономики и рынков, изменений в финансовой политике, разъяснений по законам о налогах и т. д. Организации предпринимателей должны шире развернуть работу по научному обеспечению предпринимательской деятельности, организации обучения предпринимателей с учетом результатов исследований, раскрывающих уровень их подготовки (экономической, управленческой и т. д.).

На основании названных направлений предлагается рассмотреть мероприятия, которые смогут снизить уровень преступности в сфере предпринимательской деятельности.

Важное место в общепредупредительной деятельности, объектом которой яв¬ляется преступность в сфере предпринимательства, принадлежит социально-политическим мерам. От укрепления роли государственной власти, рационализации подходов к выработке решений в формировании среднего и малого предпринимательства, от создания условий для эффективной работы механизмов, основанных на саморегулировании и препятствующих  развитию дестабилизирующих факторов, зависит экономическая безопасность предпринимательской деятельности.

Составной частью разработки и реализации антикризисных программ должны стать меры, направленные на нейтрализацию, блокирование, а в дальнейшем и устранение факторов, способствующих всеобъемлющей криминализации экономики. Общепредупредительное значение в сфере предпринимательской деятельности наряду с социально-политическими имеют и социально-экономические меры. В данном случае антикриминогенную роль уже играет экономическая поддержка предпринимательства со стороны государства. Необходимо дальнейшее создание условий и стимулов для развития и совершенствования рыночной экономики и предпринимательства, формирование структуры развитого социально ориентированного рыночного хозяйства, обеспеченного правовыми и конституционными механизмами, информационными потоками, квалифицированными кадрами; обеспечение реализации системы социальных гарантий для населения на базе восстановления здорового развития экономики; поддержание и развитие по-требительского спроса на внутреннем рынке как основы экономического развития страны и повышения уровня жизни населения; формирование и осуществление комплексной структурной и промышленной политики, обеспечивающей защиту российских производителей, создание благоприятных условий для производства конкурентноспособной продукции, соответствующей современному уровню научно-технического развития; развитие механизма государственного регулирования рыночной экономики, соответствующего федеральному устройству государства и задачам обеспечения интересов Казахстана и его граждан; создание нормальных условий и необходимых гарантий для инвестиций; комплексное оздоровление финансовой и банковской системы; формирование бюджетной политики государства; проведение аграрной реформы; восстановление и расширение экспортного потенциала, защита экономики от негативного влияния со стороны внешнего рынка и обеспечение необходимого уровня экономической безопасности страны. Вместе с тем положительный предупредительный эффект будет иметь и повышение исполнительской дисциплины, полная ответственность государства по всем своим финансовым и иным обязательствам, бюджетная дисциплина, проведение эффективной технической политики, направленной на развитие научного, производственного и кадрового потенциала, конкурентоспособных производств в области высоких технологий и т.д. Социально-политические и социально-экономические меры предупреждения преступности в сфере предпринимательской деятельности имеют решающее значение для эффективности ее предупреждения. Общепредупредительный эффект присутствует и в социальном контроле над сферой предпринимательской деятельности, осуществляемый государственными органами и институтами гражданского общества, который одновременно преследует цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности. Существует взаимосвязь и взаимообусловленность ме¬жду гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и девиантной личности, совершаются в типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность. Поэтому предупреждение менее опасных видов правонарушений – административных, гражданско-правовых, финансовых, которое осуществляют контролирующие органы, – является эффективным средством предупреждения преступности в сфере предпринимательской деятельности.

В системе специально-криминологических мер следует в первую очередь обозначить криминологический прогноз. Он позволяет на основе экспертизы нор¬мативно-правовых актов предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации, минимизации или нейтрализации. Указанные меры воздействуют на преступность опосредованно и дают позитивный эффект через достаточно длительный промежуток времени [6, с.24-32]. Первостепенное значение имеет оптимальное финансовое, материально-техническое, кадровое, научно-методическое и иное ресурсное обеспечение предупредительных мер.

Важное значение для совершенствования предупредительной работы имеет кадровое обеспечение. Предупреждение преступлений как вид служебной дея-тельности требует профессиональной подготовки. В нынешних условиях многие работники правоохранительных органов "охладели" к этой работе, полагаясь, главным образом, на карательные меры воздействия на преступность. Не случайно сами органы стали именоваться силовыми структурами. В связи с этим важны меры надлежащей профессиональной подготовки субъектов предупредительной деятельности. Необходимо усилить криминологическую подготовку специалистов в ведомственных учебных заведениях, нам видится крайне своевременным введение спецкурса "Профилактика преступлений".

Немалая роль в предупредительной деятельности отведена мерам правового характера. К правовым мерам относится принятие комплекса законов и подзаконных актов, а также изменение уже имеющихся законодательных актов. Следует признать, что ряд законов, которые, на наш взгляд, жизненно необходимы, до настоящего времени не приняты. До сих пор нет развернутой правовой регламентации предупреждения незаконной легализации преступных доходов, в том числе с использованием норм гражданского и административного законодательства. В США, Италии, Германии и в других странах речь идет не только об отдельных комплексных законах, но и о специальной отрасли законодательства, которое бы постоянно развивалось и совершенствовалось [7, с.72-73]. Требуется провести ревизию действующего законодательства с целью устранения противоречий в действующем законодательстве, поскольку все это создает возможность для чиновничьего произвола и коррупции; исключить из законодательства многочисленные отсылочные нормы в действующих законах; пересмотреть шкалу пошлин, штрафов и т.п. Социально оправданным и экономически рациональным может быть вариант ускоренного формирования правовой среды для рыночного хозяйства, предусматривающий синхронное (либо упреждающее) введение совокупности уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность с учетом охвата всего массива экономических преступлений. Наблюдаемый затяжной характер формирования рыночной правовой среды уже обернулся беспрецедентным ростом экономической преступности, усилением криминализации экономики и связанными с этими неисчислимыми потерями [8, с.312].

Интересен опыт Офиса ООН по наркотикам и преступности по оказанию технической поддержки в борьбе с коррупцией, изученный  в материале "Crime Prevention Technical Assistance":"In the area of crime prevention, UNODC  focuses its technical assistance  on several key issues, which include promoting knowledge based interventions (e.g., through victimization surveys and crime statistics), providing advisory services for the the development and implementation of regional and national strategies and action plans, and supporting sector-specific programmes and projects with a particular focus on at-risk youth groups.

In order to facilitate the support UNODC provides to Member States in this area, crime prevention tools and publications have been developed and others are under development. As in other areas, technical assistance is delivered in cooperation with other UN agencies and key national, regional and international stakeholders" [8, с.312].

Особую значимость в решении задач предупреждения преступности в сфере предпринимательской деятельности имеет качественное обновление правовой базы правоохранительной деятельности, устранение пробелов, коллизий и противоречий. Нельзя держаться за старые правовые формы – нужны комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли антикоррупционного законодательства. Это – путь, оправдывающий себя за рубежом в странах, которые раньше нас столкнулись с проблемами организованной преступности и коррупцией [7, с.75].

Следует учитывать важность новых форм ответа новым формам преступности. Так, одной из ключевых сфер совершения экономических преступлений сегодня является Интернет и ІТ-технологии, здесь важно уметь вовремя реагировать на вновь появляющиеся угрозы, и хороший пример можно привести из публикации на сайте Национального совета криминальной превенции: "For years, criminals have been using discarded credit card receipts, bank statements, tax notices, and other bills (often found in the trash) to gain the personal information necessary to assume another person's identity. However, on today's electronic playing field, these criminals have used technology to devise cunning new methods of theft in the form of cyber crimes. Now, computer hacking and email scams known as phishing are included among the risks of sharing information online.

Computer hackers are able to enter areas of the Internet where they are prohibited and hack in to another computer network. Once they are inside a computer's network, they are able to view documents, files, and confidential data and use it for their own personal gain. Phishing, on the other hand, is a method in which people are duped into providing their own personal data to a thief who is posing as a legitimate business or agency. Both of these cyber crimes have been steadily on the rise in recent years. In fact, according to the Wall Street Journal, there were more than 9.9 million cases of identity theft last year in the United States" [ , с.14].

Предупредительная деятельность должна строиться на основе пропаганды правовых знаний, воспитании чувства ответственности каждого члена общества перед буквой закона [10, с.14].

Важно также строить деятельность компании с учетом собственной специфики и разрабатывать собственную политику безопасности, как это описано в статье "Preventing crime and misconduct in business", в которой изучен опыт финских компаний: "A thorough employee recruiting process, including background checks, assists in developing corporate security. These processes help the company to reduce the security risks related to its personnel and ensure that a person is suitable for the task he/she is being hired to perform. Only a third of the companies perform background checks when hiring new employees.  Every second company checks, however, the background of their key personnel" [11, с.14].

Выводы. Правовая активность личности включает в себя как комплекс личностных социально-правовых свойств субъекта, обусловливающих возможность его участия в правовой жизни, так и саму реальную жизнедеятельность личности в сфере отношений, урегулированных правом [13, с.179-181]. Без воспитания сознательности никакой, даже самый громадный контролирующий аппарат не даст нужных результатов. Весь комплекс мер может повысить эффективность предупредительного воздействия, если эта деятельность будет скоординирована и объединена усилиями широкого круга субъектов профилактики в сфере предпринимательства, поскольку она обеспечивает:

- всестороннее воздействие на криминогенные факторы, обусловливающие в целом преступность, отдельные виды преступлений и фоновые явления;

- привлечение всей системы субъектов профилактики и средств, направленных на нейтрализацию негативных явлений;

- взаимодействие системы субъектов профилактики и активизацию государственных и общественных органов в предупреждении преступности;

- пропорциональность воздействия ресурсов профилактики на явления и процессы, влияющие на снижение уровня преступности;

- непрерывность профилактического воздействия форм и методов предупреждения преступности, выработанных наукой и практикой [3, с.113].

Заключение. Осуществление указанных в статье мероприятий позволит устранить ряд причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере предпринимательской деятельности, и является, как нам представляется, одним из главных условий эффективного выполнения государством своих функций в сфере экономики.

 

Summary

 

This review article is devoted to questions of elimination of the causes and the conditions that contribute of crimes in the sphere of business activity which is one of the main conditions of an effective performance by the State of the functions in the economy sphere. The author considers that the main direction of the prevention of crime in the sphere of business activity is allocation of the priority directions of the prevention, proceeding from its structure and tendencies, criminogenic determination, features of the corresponding identity of the offender, and also danger of consequences. The conclusion that efficiency of precautionary influence can improve if this activity will be coordinated and joint from efforts of a wide range of subjects of prevention in the business sphere is drawn.

 

Список использованной литературы

 

[1] yurpsy.fatal.ru/biblio/bekkar/bekkaria.htm

[2] encyclopedia2.thefreedictionary.com/Classical+School+of+Criminal+Law

[3] Курс советской криминологии. Предупреждение преступности. – М., 1986.

[4] Криминология / Под ред. А. И. Долговой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М., 2001.

[5] Теоретические основы предупреждения преступности / Отв. ред. В. К. Звирбуль, В. В. Клочков, Г. М. Миньковский. – М., 1977.

[6] Булатов P.M., Шеслер А.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступности в сфере экономической деятельности. – Казань, 1999.

[7] Долгова А.И. Правовые проблемы борьбы с организованной преступностью //Преступность и законодательство. – М., 1997.

[8] Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. – СПб., 1998.

[9] www.unodc.org/unodc/en/justice-and-prison-reform/CrimePreventionTechnical-assistance.html

[10] www.ncpc.org/topics/fraud-and-identity-theft/evolving-with-technology

[11] Симоненко А. В. Воспитание в криминологии: Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

[12] kauppakamari.fi/wp-content/uploads/2011/12/Preventing-Crime-and-Misconduct -in-Business.pdf

[13] Елисеев С. А. О правовом воспитании как средстве предупреждения преступности против собственности // Актуальные проблемы правоведения в современный период. – Томск, 1991.

Наша справка: Светлана Андреевна Арыстамбаева - заместитель начальника Академии финансовой полиции (Казахстан) по организации научно-исследовательской работы и международному сотрудничеству. Кандидат философских наук. Подполковник финансовой полиции. 1993-1999 гг. - преподаватель, старший преподаватель АГМИ г. Акмола; 1999 год - преподаватель, старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин Акмолинского юридического колледжа МВД Республики Казахстан; 1999-2001 гг. - старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин Академии налоговой полиции МГД Республики Казахстан; 2001-2013 гг. - старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин, секретарь Ученого совета, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской и редакционно-издательской работы Академии финансовой полиции; с июня 2013 года - заместитель начальника Академии.

Категория: Мои научные статьи | Добавил: АСА (30.05.2014)
Просмотров: 64 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Чем страшна коррупция в образовании?
Всего ответов: 3
-->

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2019 | Сайт создан в системе uCozЯндекс.Метрика