Пятница, 29.03.2024, 15:16
Светлана Арыстамбаева


Каталог статей
Главная » Статьи » Мои научные статьи

Субъекты предупреждения преступности по законодательству Республики Казахстан

Арыстамбаева Светлана Андреевна/

Шахарбаева Замзагуль Жоламановна

 Субъекты предупреждения преступности

по законодательству Республики Казахстан

 

Важность предупреждения преступности однозначна и неоспорима. Предупреждение является специальной деятельностью, предусматривающей сложный комплекс разнообразных мер превентивного воздействия.

Предупреждение преступности определяется в качестве задач уголовного и уголовно-процессуального права. Так, в статье 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан сказано, что задачами уголовного кодекса являются: защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства от преступных посягательств, охрана мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан в статье 8 регламентирует, что установленный законом порядок производства по уголовным делам должен обеспечивать защиту от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в случае незаконного обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию, а также способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению преступлений, формированию уважительного отношения к праву.

Кроме того, часть первая  статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан предусматривает, что целями казахстанского уголовно-исполнительного законодательства являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

При этом фундаментом нормативного регулирования предупреждения преступности является Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений».

В данном законе субъектам предупреждения преступности отведена глава вторая. В числе их названы: Правительство Республики Казахстан, местные представительные органы, местные исполнительные органы, органы внутренних дел, органы финансовой полиции, органы юстиции, органы прокуратуры, уполномоченный орган в области образования, уполномоченный орган в области здравоохранения, организации здравоохранения, уполномоченный орган в области социальной защиты населения, уполномоченный орган в области физической культуры и спорта, уполномоченный орган в области средств массовой информации, граждане и организации.

В соответствии с указанным законом, Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области профилактики правонарушений;

2) утверждает программные документы в области профилактики правонарушений;

3) образует и упраздняет республиканскую межведомственную комиссию по профилактике правонарушений;

4) обеспечивает взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и координацию их деятельности;

5) обеспечивает принятие своевременных мер по недопущению кризисных демографических процессов, сдерживанию резкого роста безработицы и падения уровня жизни населения, влекущих рост числа правонарушений;

6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Местные представительные органы:

1) утверждают региональные программные документы в области профилактики правонарушений и рассматривают отчеты об их исполнении;

2) утверждают по представлению акима персональный состав местных межведомственных комиссий по профилактике правонарушений;

3) утверждают и контролируют исполнение местных бюджетов в части расходов на профилактику правонарушений;

4) содействуют исполнению гражданами и организациями норм настоящего Закона;

5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Местные исполнительные органы:

1) разрабатывают и реализуют региональные программные документы в области профилактики правонарушений;

2) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений на местном уровне;

3) ведут учет граждан и организаций, участвующих в профилактике правонарушений, определяют виды и порядок их поощрений;

4) содействуют занятости населения;

5) представляют для утверждения в соответствующие местные представительные органы персональный состав межведомственных комиссий по профилактике правонарушений и обеспечивают их функционирование;

6) обеспечивают создание и функционирование организаций системы профилактики правонарушений;

7) организуют предоставление специальных социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

8) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

9) обеспечивают организацию правового воспитания граждан;

10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

 Среди названных субъектов профилактики преступлений следует выделить правоохранительные органы. Правоохранительная деятельность сама по себе имеет предупредительный характер, поэтому их можно отнести к специальным субъектам предупреждения преступности. Деятельность этих субъектов по применению административного законодательства имеет профилактический характер. Уголовно-процессуальная деятельность по своей сути является пресекающей, карающей, что также служит предупреждению преступлений. Самая многочисленная из всех правоохранительных органов – это органы дознания.  Так в соответствии со ст.65 УПК РК на органы дознания в зависимости от характера преступления возлагается  принятие в соответствии с установленной законом компетенцией необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений.

Особое место среди органов дознания занимают органы внутренних дел, которые выполняют значительный объём работы по предупреждению преступности. Их особая роль в этой деятельности определяется разнообразием компетенции, широким спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальных и иных видов деятельности в борьбе в правонарушениями и основной массой преступлений, а так же наличием в структуре разных служб и подразделений в том числе, включая такие, которые специализируются на криминологической профилактике. В органы внутренних дел осуществляющих деятельность по предупреждению преступности входят:

- служба участковых инспекторов;

- патрульно-постовая служба;

- инспекция по делам несовершеннолетних

- государственная инспекция безопасности дорожного движения и т.д.

Профилактическая деятельность органов внутренних дел в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профилактике правонарушений» состоит:

1) разрабатывают и реализуют совместно с иными государственными органами программные документы в области профилактики правонарушений;

2) участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов в области профилактики правонарушений;

3) принимают участие в правовом воспитании граждан, изучают общественное мнение о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений;

4) осуществляют меры по профилактике правонарушений;

5) ведут профилактический учет и осуществляют профилактический контроль;

6) взаимодействуют с гражданами и организациями, участвующими в охране общественного порядка и профилактике правонарушений;

7) осуществляют взаимодействие с субъектами охранной деятельности;

8) информируют иные правоохранительные органы о ставших им известными фактах готовящихся или совершенных правонарушений, отнесенных к компетенции этих органов;

9) осуществляют уголовное преследование, производство по делам об административных правонарушениях;

10) обеспечивают организацию специальных учебных курсов по вопросам профилактики правонарушений для сотрудников органов внутренних дел;

11) осуществляют криминологическое прогнозирование в сфере общеуголовной преступности и планирование профилактических мероприятий по профилактике правонарушений;

12) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

На органы финансовой полиции возлагается:

1) участвуют в разработке и реализации программных документов по профилактике правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией и другими должностными правонарушениями, а также предупреждению незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность;

2) осуществляют правовое воспитание и правовую пропаганду среди граждан;

3) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

В соответствии со ст.64 УПК РК предварительное следствие или упрощенное досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции вправе производить: специальный прокурор, следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности и следователь органов финансовой полиции. Эти должностные лица расследуют обстоятельства совершения преступления полно, всесторонне и объективно. По окончании предварительного расследования в соответствии с требованиями статьи 204 УПК установив по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, они вправе внести в соответствующие государственные органы, организации или лицам, исполняющим в них управленческие функции, представление о принятии мер по устранению этих обстоятельств или других нарушений закона.  Представления подлежат рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах в месячный срок.

В данном случае по смыслу уголовно-процессуального закона, предупредительная работа лиц, проводивших предварительное расследование, заключается в том, чтобы не только изобличить лиц, совершивших преступление, но и в том, чтобы установить все обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и принятие мер по устранению этих обстоятельств.

Место и роль прокуратуры в ряду субъектов предупреждения преступности определяется её статусом как единой централизованной системой органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением действующих на её территории законов. В настоящее время усилилась правозащитная роль прокуратуры, а вместе с тем и её вклад в предупредительную деятельность преступлений, посягающих на политические, трудовые и имущественные интересы граждан. На прокуратуру возлагается координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью и её предупреждением. Следует так же отметить, что деятельность прокуратуры способствует воспитанию граждан и должностных лиц в системе правовых принципов и требований законности, помимо этого формирует уважительное отношение к юридическим нормам и процедурам, что так же имеет большое предупредительное значение.

Деятельность судов, так или иначе, способствует предупреждению преступности и других правонарушений. В частности, наибольшая роль суда в предупреждении преступности проявляется в реализации норм уголовного законодательства. Именно в суде реализуется принцип неотвратимости наказания, а это мощный предупредительный показатель для лиц с антиобщественной установкой поведения. В последнее  время деятельность судов стала еще прозрачнее. К примеру, в Республике Казахстан с 2007 года действует суд присяжных заседателей. Приговоры судов оглашаются публично и не только в зале суда. Приговоры по «громким» уголовным делам можно прочесть в сети Интернет. Кроме того, предупреждение преступности осуществляется судами не только путём уголовного, но и административного, а также гражданского судопроизводства. Своевременное применение мер административного воздействия предупреждает проявления уголовно-правового характера.

Органы юстиции является одним из важных звеньев системы правоохранительных органов, так как участвуют в работе по совершенствованию законодательства о предупреждении преступности и обеспечивают механизм реализации правовых актов и исполнительных документов по уголовным делам. В современных условиях к компетенции органов юстиции отнесена работа паспортно-визовой службы и уголовно-исполнительной системы. Органы юстиции:

1) координируют деятельность государственных органов по правовой пропаганде;

2) проводят юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов в целях предупреждения принятия норм, способствующих совершению правонарушений;

3) во взаимодействии с правоохранительными органами обеспечивают проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий в целях предупреждения совершения правонарушений осужденными, а также лицами, содержащимися в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;

4) проводят воспитательную работу с осужденными в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан;

5) ведут профилактический учет и профилактический контроль лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, а также условно или с отсрочкой отбывания наказания;

6) информируют правоохранительные органы о ставших им известными фактах готовящихся или совершенных правонарушений, отнесенных к компетенции этих органов;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Подводя итоги исследования, отметим, что в Республике Казахстан имеется достаточная нормативная правовая база предупредительной деятельности. Кроме этого, органы, обозначенные законодательно как субъекты предупреждения преступности, имеют достаточные средства, компетенцию, кадровое обеспечение для проведения активной деятельности по предупреждению преступности. В то же время эта работа требует постоянной активизации, поскольку именно на предупреждение преступности, а не на выявление, раскрытие и расследование уже совершенных преступлений, должны быть направлены все усилия не только обозначенных законодательно субъектов предупреждения преступности, но и общественно-политических объединений, руководителей предприятий всех форм собственности, в целом всех граждан страны.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Закон Республики Казахстан от 29.04.2010 N 271-IV «О профилактике правонарушений».
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РК. Алматы, 2012 г.
  3. Уголовный кодекс. Алматы, 2012 г
  4. Миндагулов А.Х. Профилактика преступлений. Учебник. Алматы. 2005. С.38.
  5. Гельфанд И.А.,  Михайленко П. П. Предупреждение преступлений - основа борьбы за искоренение преступности. Киев, Юридическая литература, 1964 г.
  6. Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М., Юридическая литература, 1972г., с. 45.
  7. Зелинский А.Ф. Значение нормы уголовного права для предупреждения преступлений. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 1966, с.4
  8. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984, с.339
  9. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.И. Криминология / М., Издательство МГУ, 1998 год;  Алексеев А.И. Криминология / М., Издательство "ЩИТ-М", 1999 год
  10. Абдиров Н. М. Бороться – значит предупреждать // Предупреждение преступности. 2000. № 1. С. 26.
  11. Курс советской криминологии. М.: Юрид. лит., 1986, с. 22-23

 

Категория: Мои научные статьи | Добавил: АСА (29.05.2014)
Просмотров: 330 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Как повысить эффективность борьбы с коррупцией?

Всего ответов: 2
-->

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCozЯндекс.Метрика