Вторник, 19.02.2019, 22:57
Светлана Арыстамбаева


Каталог статей
Главная » Статьи » Мои научные статьи

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КАЗАХСТАНСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

С.Арыстамбаева, Е. Макашев, Е. Бурлаева, Э. Новотеева, А. Муртазина

 

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КАЗАХСТАНСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

Правосознание в общем понимании – это отношение человека к праву, можно даже сказать определенный процесс сознания, который не постоянен, меняется в зависимости от ситуации, в которую человек попадает. Ведущее место в правосознании общества завоевали ценности, обуславливающие приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, а, в конечном счете, – ведущую роль государства в регулировании социальной жизни.

Влияние социума на правосознание невозможно переоценить, поскольку социально-правовые нормы сопровождают человечество на всем пути его развития. Оно играет важную роль в правовой и социальной жизни общества, а также в совершенствовании общественных отношений.

Правосознание неразрывно связано с существованием человеческого общества, и, таким образом, условия возникновения правосознания являются социальными. Правосознание формируется передовыми индивидами – идеологами политических сил, доминирующих в данном обществе, стоящих у власти, в процессе осознания ими общих интересов, которые приобретают форму юридических мотивов, воли этих политических сил, побуждающих ее принять форму государственной воли.

Социальная обусловленность правосознания состоит, прежде всего, в том, что все правовые нормы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости и равенства людей. Большое значение в анализе содержания и характера социальной обусловленности правосознания приобретает и выяснение внутреннего соотношения его структуры. Правосознания индивида, групп и масс являются видами разделения правосознания по субъектам, и образуют в своей совокупности его социальную структуру.

Социальная направленность наполняет правосознание глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки людей нравственными идеалами. Высокая степень правосознания также свидетельствует о высокой правовой культуры каждой личности и общества в целом. Социальную обусловленность казахстанского правосознания возможно определить через призму уровней, видов, функций правосознания, а так же с помощью сравнения с другим обществом.         

В Стратегии  «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение  благосостояния всех казахстанцев», Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев как стратегическую задачу выделяет переориентацию правового мышления: «Мы должны терпеливо трансформировать массовое сознание, опираясь при этом на молодое поколение, которое лучше адаптировалось к новой системе ценностей, имеет новый взгляд на будущее. Государству не под силу изменить человеческие мысли в одночасье, но государство способно ускорить процесс перемен путем разъяснения объективных тенденций…»[[1]].

В настоящее время правовая культура казахстанского гражданина являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности патриархально-традиционного типа, отображающий низкий статус гражданина и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации. Наши граждане не проявляют заинтересованности в использовании консенсусных технологий властвования.

Говоря об индивиде нельзя не затронуть такое понятие, как правовой менталитет. Вообще это мыслительные привычки правосознания. Правовой менталитет может рассматриваться и как «социальное подсознание культуры»  и в качестве «порождающего сознания». Индивидуальное и групповое  - все эти позиции пересекаются на уровне правового менталитета, растворяясь в его структурах. Правовая ментальность не просто пассивно отражает практику, но и сама во многом детерминирует социальное поведение индивидов и групп. Ментальное основание казахстанцев отличается от ментальных характеристик римского и мусульманского права. Она основана на советской ментальности. Так, например, если взять понятие «закон», то оно в правосознании казахстанцев считается не справедливым, бездействующим и неээффективным. Он встроен в структуру национального характера.

В правосознании казахстанцев образ права – это, как правило, баръер низменным порокам, минимум нравственных требований к человеку, ниже которых он уже опасен для общества. За призывами к нравственному совершенству, к поискам добра, в обретении внутренней свободы был оставлен без внимания тот практический путь, по которому приходится идти.

По результатам исследования, проведенного С.А. Ахметовым, было выявлено следующее: в сознании казахстанцев до сих пор превалируют карательно-запретительные функции права, недоверие к правоохранительной системе, неуважение к официальной законности. Юридические установки  не воспринимаются как ценность и оказываются аксиологически не востребованы.

Таким образом, из вышеизложенного можно прийти к следующему выводу, что для нашего общества характерна слабо выраженная групповая дифференциация. Поэтому для столетиями укоренявшегося общинного правосознания любые проявления индивидуальности выглядят как отчуждение об общности. Это проявляется, прежде всего в массовом обыденном правосознании, которые глубоко утвердились в укладе и в образе жизни и имеют ментальную укорененность. Массовое и групповое правосознания существенно влияют на формирование индивидуального, преломляясь в индивидуальном бытии.

Правосознание можно условно разделить на три уровня: обыденное, научное и социальное. Обыденное правосознание представляет собой основание «пирамиды» целостного правосознания. Оно обеспечивает устойчивость и жизнеспособность всего правосознания. Это как фундамент на котором строится казахстанское правосознание. Это правосознание «обычных» людей, далеких от политики, и государственной власти. Не касаясь законов, они получают информацию только через СМИ и знакомых у данных людей образуется свое понимание права которое и называется обыденным. Кроме нормативных правовых актов собственной страны, которые существуют в огромном количестве и подразделяются на законы общегосударственные, региональные, местные, существуют международные договоры, которые также во многом определяют законодательство. Одним словом, не всякий юрист может сразу сориентироваться в правовой ситуации, не говоря уже об обычных гражданах.

Также в некоторых случаях обыденное правосознание не всегда бывает верным. К примеру, если по телевидению показывают передачу, где людей обманывают, к примеру, дольщики, и каково их состояние и то, что государство не чем не может помочь в настоящее время, скажем, предоставить альтернативное жилье либо выплатить компенсацию, удержанную с мошенника. Также это может произойти в том случае, если гражданин пишет заявление в правоохранительные органы а его по несколько раз отправляют то в прокуратуру, то в органы финансовой полиции, то в органы внутренних дел. Обычный гражданин не понимает, что существует определенная подследственность, и некоторые преступления  к могут не относиться к обратившемуся ведомству. У такого гражданина сразу же возникает версия о коррупциогенности в правоохранительных органах а вследствии и изменяется правосознание. В этом случае теряется доверие, и вера в справедливость.

Также одной из причин низкого уровня правосознания в казахстанском обществе можно назвать казахстанский менталитет. Как-то не удобно, если к примеру, врач тебя вылечил, не поблагодарить его за это хотя бы коньяком! Хотя это – его непосредственная работа. Также на сегодняшний день сложились определенные стереотипы: если человек работает таможенником то он обязательно берет взятки. Даже дети в детском саду играя в гаишников, якобы останавливая машину, предлагают взятки!!!

Профессиональный уровень казахстанского правосознания, характеризующийся правоприменительной деятельностью, является своего рода «прослойкой» между обыденным и научным правосознаниями. Он связывает первое и второе воедино, поскольку именно посредством профессионального правосознания осуществляется внедрение основ правовой системы общества, являющейся продуктом научного сознания, в обыденное сознание. Но на данном уровне ситуация на несколько ступеней выше, чем у обыденного правосознания. Общество возлагает на представителей профессионального правосознания особые полномочия, представляющие из себя, скорее, ограничения, нежели поблажки. В этой связи субъекты профессионального правосознания выполняют специфические обязанности социально-правового характера. Правосознание юриста правоохранительных органов складывается еще с поступления в военизированные учебные заведения, где им разъясняется Кодекс государственного служащего, принимается присяга, что не может не оставить отпечаток на правосознании слушателя. Также в данных заведениях активно развивается чувство патриотизма, что также влияет на отношения к праву. По нашему мнению, у государственного служащего, у юриста просто не может и не должно быть больного правосознания, иначе это бессмысленно – поступать на службу государства и неправильно понимать и использовать нормы закона, а тем более их нарушать.

Социально-культурная обусловленность профессионального правосознания выражается также в тех специфических функциях, которые выполняются его носителями. Субъекты профессионального правосознания - это лица, так или иначе задействованные в процессе правоприменения в деятельности разного рода правоохранительных учреждений – суды, прокуратура, адвокатура, нотариат, органы внутренних дел, финансовой полиции, национальной безопасности и другие. Они играют роль медиатора между государством и личностью, выполняя правоохранительные и иные функции. Правосознание профессионалов-юристов тесно связано с социальными процессами, протекающими в глубине социально-правовой реальности, поскольку они в обыденном правосознании ассоциируются с государством и властью. Более того, существует и обратный перенос, когда по поведению субъектов профессионального правосознания делаются выводы о состоянии законности и правопорядка в государстве. К ним относятся органы финансовой полиции, прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел. Таким образом, профессиональное правосознание имеет глубокие социальные корни.

Научный уровень  казахстанского правосознания является результатом деятельности ученых-правоведов на основе теоретического осознания социально-правовой реальности, происходящих в ней явлений и процессов, закономерностей функционирования права в обществе. Научный уровень правосознания выступает источником и основой права и правосознания. Поскольку научность в данном смысле означает критическое отношение к позитивному праву, стремление улучшить существующую социально-правовую ситуацию, инициирование поправок, изменений и дополнений в действующее законодательство, исторический, международный, глобальный, футурологический аспекты правопонимания, то, соответственно, социальное влияние, социально-культурная обусловленность научного правосознания очевидна. Однако не всегда присутствует в казахстанском правосознании связь теории и практики, не всегда что процветает в науке, может адаптироваться в практике. Но именно научное правосознание правосознание может влиять на все уровни правосознания, путем публикации статей, докладов, рекомендаций, внесения изменений в законодательство. Оно проявляется в степени соответствия содержания научного правосознания уровню социально-политического развития общества. Так, внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты государственного значения инициируются, исключительно исходя из потребностей общественно-правовой практики. 

Правовая психология — это такая общественная категория, которая соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Понятие «правовая психология» включает в себя такие категории, как чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.

 Социальная обусловленность правовой психологии проявляется в том, что эмоциональная оценка правовой действительности определяет характер, состояние режима законности, правопорядка, общественного порядка, практики правоприменения, правового регулирования. Правовые чувства, эмоции, переживания обусловливают поведение  в правовых ситуациях. Формирование правовой психологии происходит через уникальные особенности менталитета, религии, идеологии, традиций, фольклора и иных социально-культурных компонентов общественного бытия и черпает свои внутренние резервы в духовной культуре народа.

Правовая идеология занимает особое место в общественном развитии. Для правовой идеологии характерна социальная идея внутреннего единства системы правового регулирования. Специфической, отличительной чертой правовой идеологии является то, что она направлена на формирование поведенческих стереотипов.

Социальная обусловленность правовой психологии проявляется в том, что эмоциональная оценка правовой действительности определяет характер, состояние режима законности, правопорядка, общественного порядка, практики правоприменения, правового регулирования. Правовые чувства, эмоции, переживания обусловливают поведение  в правовых ситуациях. Формирование правовой психологии происходит через уникальные особенности менталитета, религии, идеологии, традиций, фольклора и иных социально-культурных компонентов общественного бытия и черпает свои внутренние резервы в духовной культуре народа.

С позиции функционального отражения правовых явлений выделяются в структуре правосознания гносеологический, аксиологический и праксеологический компоненты. В выполняемых правосознанием функциях четко проявляется его специфика. Так, первая из функций правосознания – гносеологическая, то есть познание социально-правовой реальности. С точки зрения эпистемологического механизма, правосознание отражает и закрепляет в уме человека конкретную «картину» окружающей его социально-правовой реальности. Благодаря гносеологической функции правосознания, социум узнает о проявлении в социальной среде определенных общественных отношений; о том, как регулируются такие отношения, что запрещается и что поощряется законодательством; о том, какими правами и обязанностями обладает субъект правовых отношений; о важном орудии государства – праве, его идеях и принципах. Результатом познания права является накопление определенного запаса правовых знаний у индивидов и групп как субъектов правосознания.

  Реализуется данная функция в Республике Казахстан, посредством официального опубликования всех нормативных правовых актов в СМИ (официальные газеты, журналы, интернет и др.), внедрения в учебных заведениях дисциплин, посвященных праву, организации круглых столов, конференций, семинаров, создания баз нормативных документов, официальных сайтов организаций, учреждений, на которых любой желающий может получить любую интересующую его информацию, создание юридических справочных.

Отражение в правосознании идей законности, справедливости, необходимости формирует определенное отношение к государству, деятельности его многообразных институтов в различных сферах общественной жизни. Особое значение приобретает эффективность реализации этих проблем в таких сферах, как материально-производственная и политическая. Ее степень формирует у субъекта правосознания определенную мировоззренческую позицию к государству, законодательству и позитивному  праву.

 Аксиологическая функция правосознания характеризуется выработкой оценочных отношений к праву и практике его применения, ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. В обществе всегда наличествует единая, общая, исторически сложившаяся система ценностных ориентаций, из которой исходят ценностные ориентации социальных групп и индивидов. Из системы ценностных ориентаций вытекают ролевые ожидания, социальные роли, бытовое, социальное, политическое и экономическое правоповедение.

Правовая система Республики Казахстан не идеальна, и не может быть без единого изъяна, так как наше государство относительно молодое. Однако за 20 лет его существования, юристам республики удалось создать достаточную базу законов, указов, кодексов для нормального существования общества. В настоящее время в казахстанском обществе присутствуют определенные ценностные ориентации действительности и права в ней, и результатом выступает спокойная, планомерная жизнь общества и государства.

Общество оценивает нормативные акты по-своему. Во-первых, в законодательном органе – парламенте, сидят представители народа, которых он сам избрал, так же, как Президента государства. А значит, делегировал им полномочия действовать в интересах общества, зная потребности и проблемы определенных групп данного общества.  Во-вторых, при издании нового закона, кодекса, указа только через реализацию есть возможность распознать его положительные и отрицательные стороны, оценить его, признать и исполнять, вследствие чего данный документ совершенствуется. Поэтому аксиологическая функция невозможна без гносеологической.

В праксеологическом аспекте правосознание выполняет такие функции, как моделирование и нормативная регуляция правового поведения. По своему содержанию эти функции могут быть выражены в виде выработки алгоритма: как и какие нормы в данной ситуации следует применять, как определить круг прав и обязанностей участников правоотношений, как выбрать адекватный способ правового регулирования, каким образом поступить, чтобы закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общества в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели.

Правосознание участвует в формировании моделей должного поведения не произвольно, а на базе комплексного восприятия и оценки субъектами всей целостности системы общественных отношений – экономических, политических, нравственных, эстетических, религиозных и других. Результатом изучения и оценки совокупности видов различных общественных отношений является выработка модели должного поведения. Причем такое долженствование выступает как проявление социальной необходимости. Осуществляя функцию правового моделирования, правосознание оценивает модель с точки зрения интересов как общества, так и отдельных социальных групп и личностей. Реализуется данная функция в Республике Казахстан посредством определенных лишений и санкций при нарушении определенных норм, изучение которых обеспечивается государством на уровне гносеологической функции. Например, до 2010 года в республике действовали определенные правила дорожного движения, которые в 2010 году были кодифицированы в Дорожный кодекс. В его основу легли вышеупомянутые правила, однако нормы, имеющие рекомендательный характер, стали обязательными, за нарушение которых предусмотрено определенное наказание. Так, водитель автотранспорта, находящийся за рулем, а также пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Нарушение данной нормы влечет наказание в виде штрафа. В связи с этим, правосознание общества восприняло это как должное и социально необходимое и превратило это в определенный алгоритм.

Таким образом, правосознание есть важный фактор, даже оплот социального развития, гарант стабильности и правопорядка в обществе, реальности осуществления прав и свобод граждан. Высокая степень правосознания свидетельствует о высокой общей и правовой культуры каждой личности и общества в целом. Несомненно, наше казахстанское общество добьется определенных успехов, так как наше государство делает все возможное для улучшения благосостояния народа, совершенствования законодательства, искоренения коррупции.

 

 

[1]Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев // Казахстанская правда. 1997. 11 окт.

 

Категория: Мои научные статьи | Добавил: АСА (29.05.2014)
Просмотров: 470 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Как повысить эффективность борьбы с коррупцией?

Всего ответов: 2
-->

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2019 | Сайт создан в системе uCozЯндекс.Метрика